«Экипаж» — советский фильм, производство киностудии «Мосфильм». Лидер проката в 1980 году — более 70 млн зрителей.
Фильм уникален тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга. Первая серия фильма — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа.
Режиссёр: Александр Митта
• Георгий Жжёнов — Андрей Тимченко, командир экипажа • Анатолий Васильев — Валентин Ненароков, второй пилот • Леонид Филатов — Игорь Скворцов, бортинженер • Александра Яковлева — Тамара, бортпроводница, невеста Скворцова • Ирина Акулова — Алевтина, жена Ненарокова • Екатерина Васильева — Анна, жена Тимченко • Мария Скворцова — мама Алевтины • Галина Гладкова — Наташа, дочь Тимченко • Юрий Горобец — Миша, диспетчер (до списания на землю — второй пилот) • Александр Павлов — штурман • Елена Коренева — Нонна, бывшая любовница Скворцова • Геннадий Матвеев — вертолётчик, напарник Ненарокова • Рома Монин — Алек, сын Ненарокова (озвучивает Клара Румянова). • Иван Рыжов — Дед Тамары, старый друг Тимченко • Комаки Курихара — Пассажирка самолёта, захваченного террористами • Александр Потапов — Новый муж Алевтины • Ирина Савина — Сестра Кости • Антон Табаков — Приятель Кости (в титрах не указан).
Продолжительность: 01:19:04 + 00:56:30
Действие происходит в СССР, в конце 1970-х годов. Герои фильма - экипаж пассажирского самолёта Ту-154 ЦУМВС Аэрофлота, командира корабля Андрея Васильевича Тимченко. Экипаж выполнял обычный рейс по доставке продовольствия и медикаментов для населения, пострадавшего от землетрясения. После прибытия самолета произошел новый толчок, и была повреждена взлетная полоса. Экипажу удалось поднять самолет, но вскоре выяснилось, что самолет получил повреждение и вряд ли сможет сесть...
* Премия Всесоюзного кинофестиваля за 1980 год. * На Всероссийском кинофестивале в Душанбе в 1980 году Союз композиторов Таджикистана вручил специальный приз композитору Альфреду Шнитке за музыку к этому фильму. * Картина была удостоена главного приза Общества чехословацко-советской дружбы на Кинофестивале трудящихся в Чехословакии в 1981 году.
Vahirua
Недавно пересматривал, потрясающий фильм на все времена, сейчас такие не снимают.
got-art
Фильм отличный и игра актеров ( они как вжились в своих персонажей ). Особо запомнилось, когда погиб первый самолет ( накрыло осветительной мачтой ) и когда Филатов заделывал дыру в самолете .
Hannusia
Смотрел давненько, впечатлило, не забыл...
Camalleri
Давно смотрел. Впечатляющий фильм. Одновременно ощущаешь и переживания и чувство восхищения героизмом некоторых героев.
Цунами Нова
Я тоже смотрела давно, но фильм классный, сильный, почувствованный!!!
got-art
QUOTE (Camalleri @ 11.05.2011 - время: 00:22)
Давно смотрел. Впечатляющий фильм. Одновременно ощущаешь и переживания и чувство восхищения героизмом некоторых героев.
Верно Таких сейчас не снимают
Selesta
Этот фильм, если не ошибаюсь, считается первым советским "фильмом-катастрофой")? Потрясающе всё - и искренняя игра актёров и эффекты. До сих пор смотрится - на одном дыхании). Очень нравится.
fantomih
Отличный фильм.Недавно пересмотрел.
yastreb66
Я его в кинотеатре 3 раза смотрел, так впечатлил меня. И сейчас по телеку всякий раз смотрю!!!
- Vampire -
Шикарнейший фильм. Можно пересматривать и наслаждаться просмотром каждый раз.
ДжонМалкович
шедевр
kamit
отличный фильм,жизненый.
Hollyday
Шикарный фильм, особенно в свое время:)
134А
Первая часть выглядит несколько затянутой. Местами заставляет нервничать больше, чем вторая (Алевтину хочется удавить собственными руками).
Вторая в своём роде великолепна. Только уточню. Через киль к стабилизатору на Ту - 154 не подобраться. В воздухозаборнике 2 - го двигателя человека снесёт потоком и прижмёт к ВНА, вслед за которым молотящие лопатки компрессора (даже если двигатель отключить, он будет авторотировать). И без хвоста невозможно использование тормозов - они работают от гидросистемы, а гидронасосы - от двигателей. И уборка - выпуск закрылков тоже (стоящий без хвоста самолёт мы видим уже с убранными закрылками).
Отдельное спасибо Альфреду Шнитке! "Любовное настроение" - одна из моих любимых мелодий!
Gustav72
Не понравился если честно . Считаю данный жанр не наш .
Vahirua
(sxn2956715679 @ 30.01.2014 - время: 20:20) Не понравился если честно . Считаю данный жанр не наш . Жанр не наш, но фильм то наш. Если вы хотели каких-то головокружительных спецэффектов двухтысячных в 79-м году, то я пас... а вообще в картине есть всё что нужно для подобной катастрофы, да ещё с интересным предисловием.
iich
Отличный фильм. Не без издержек, да. Но, учитывая мизерный бюджет - шедевр. А Тушке замечу, что сцену с воздухозаборником 2-го двигателя консультировали пилоты из Шереметьево, для съёмок подогнали реальный движок, обеспечивший реальную полётную скорость вуоздушного потока и в кадре лез з.м.с по альпинизму Э.Мысловский (один из первых наших на Эвересте) - потом съёмочная группа отдельно гордилась, что сняла такой эпизод практически в реальных условиях. остальные замечания - да, никто не спорит, что красивости и неправдоподобности в таких фильмах неизбежны...
134А
(iich @ 01.03.2014 - время: 11:23) А Тушке замечу, что сцену с воздухозаборником 2-го двигателя консультировали пилоты из Шереметьево, для съёмок подогнали реальный движок, обеспечивший реальную полётную скорость вуоздушного потока и в кадре лез з.м.с по альпинизму Э.Мысловский (один из первых наших на Эвересте) - потом съёмочная группа отдельно гордилась, что сняла такой эпизод практически в реальных условиях. А я ещё раз Вам скажу: из воздухозаборника 2 - го двигателя к стабилизатору попасть нельзя. И то, что ПИЛОТЫ не известно какого ВС (не авиаконструкторы) консультировали сцену, вообще ничего не говорит. Пилот, например, с Ан - 24, не обязан знать про строение хвоста Ту - 154 больше, чем кавалерист - про строение преджелудков коровы.
Куда, кстати, подогнали движок и КАКОЙ реальный движок? Вы имеете в виду, что поставили его обдувать муляж тушечного хвоста (а то, что это муляж, я знаю - видно, как обшивка под обдувом неправдоподобно трепещет)? Вы, пардон, стояли позади двигателя того же Ту - 154, работающего хотя бы на наземном малом газе? А для создания скорости обдува хотя бы 400 км/ч (минимальная безопасная скорость Ту - 154 в полётной конфигурации) он явно должен работать не на наземном малом. В обдувку вентилятором, подобным тому, что используется в аэродинамических трубах, я могу поверить, а в использование ТВРД - нет.
134А
(Счастливчик! @ 07.03.2014 - время: 10:54) В фильме герой вроде бы рубит перегородки по пути к стабилизатору? Я не думаю что у такой махины только один контур тормозной системы. Он рубит переборку на пути к воздухозаборнику 2 двигателя. А дальше в реальности - поперечный силовой набор киля, а в полостях между ним - сотовидный наполнитель.
Да, есть аварийная система торможения. Электрическая, работает от аккумуляторов. Но электроцепь без хвоста также разрушится.
shpion
За этим фильмом давно и прочно закрепился ярлык первого советского фильма-катастрофы, в котором причем была показана одна из первых эротических сцен (очень скромная по нынешним меркам, но достаточно фривольная для страны, в которой секса нет), это потом уже в 80-х Наталья Негода в "Маленькой Вере" более откровенно демонстрировала свои прелести.
Но советский кинематограф не был бы советским, если бы не ломал штампы ставшего в то время таким популярным жанра буржуазного кино, у нас фильм-катастрофа не просто горы трупов и искореженного металла/стекла, камней и т.д. В первую очередь - это психологизм и глубокое проникновение в сознание героев.
Экипаж- это не просто определенное количество людей, работающих рядом. В первую очередь - это команда, которую составляют не человеческие единицы, а личности.
Главные герои фильма - это члены экипажа авиалайнера, чей внутренний мир: эмоции, переживания, поступки прекрасно переданы режиссером. На эти роли Миттой были приглашены не только корифеи советского кино - Георгий Жженов, Леонид Филатов, Анатолий Васильев. Впервые на экране блеснула Александра Яковлева и эта работа была ее путевкой в большое кино. Кстати, в эротической сцене с Филатовым она категорически отказалась от дублерши, заявив, что ей есть что показать, в то время как уже знаменитый актер целомудренно прятался по одеяло.
Все роли, и главные, и вторые, были сыграны блестяще.
Возвращаюсь к главным героям фильма. Люди это совершенно разные, как впрочем как и все мы. Капитан 1 ранга Тимченко (Г.Жженов) - человек, влюбленный в небо, отличный пилот и семьянин. Отъявленный сердцеед Скворцов (Л.Филатов), не проходящий мимо ни одной юбки, в том числе и юбки бортпроводницы Тамары (А.Яковлева). Отдельного внимания достойна история Валентина Ненарокова (А.Васильев) - человека с изломанной судьбой и женой-стервой (Очень яркий образ!).
Для сегодняшнего избалованного зрителя кадры катастрофы (землетрясение в Бидри) могут показаться не впечатляющими. Но, на мой взгляд, снято все просто замечательно (не забываем дату выхода фильма) - очень правдиво и реалистично: языки пламени, взрывы, грязевой поток, в ужасе спасающиеся люди (700 тысяч советских тех еще рублей было потрачено на комбинированные съемки, а это больше половины бюджета фильма).
И пусть где-то на задворках сознания у меня и проскальзывает мысль о том, что фильм является своего рода рекламным роликом "Аэрофлота", наряду с "Летайте самолетами "Аэрофлота" и улыбающейся стюардессой на плакате. Но...я верю в героизм этих людей и горжусь ими и ни капли не сомневаюсь, что случись катастрофа на самом деле каждый из "простых романтиков - отважных летчиков" сделал бы в реальности то же самое - простой человеческий подвиг.
Отдельных слов заслуживает режиссура фильма - каждый кадр проработан, нет абсолютно ничего лишнего, каждая секунда фильма несет определенную смысловую нагрузку.
Если кто-то еще не видел эту классику советского кинематографа - очень советую восполнить этот пробел, не пожалеете.
iich
(Тушка134 @ 06.03.2014 - время: 11:08) И то, что ПИЛОТЫ не известно какого ВС (не авиаконструкторы) консультировали сцену, вообще ничего не говорит. Пилот, например, с Ан - 24, не обязан знать про строение хвоста Ту - 154 больше, чем кавалерист - про строение преджелудков коровы.
Куда, кстати, подогнали движок и КАКОЙ реальный движок? Вы имеете в виду, что поставили его обдувать муляж тушечного хвоста (а то, что это муляж, я знаю - видно, как обшивка под обдувом неправдоподобно трепещет)? Вы, пардон, стояли позади двигателя того же Ту - 154, работающего хотя бы на наземном малом газе? А для создания скорости обдува хотя бы 400 км/ч (минимальная безопасная скорость Ту - 154 в полётной конфигурации) он явно должен работать не на наземном малом. В обдувку вентилятором, подобным тому, что используется в аэродинамических трубах, я могу поверить, а в использование ТВРД - нет. – Это все происходило во Внукове, – рассказывает Эдуард Мысловский, который снимался в фильме «Экипаж» в качестве каскадера. – На земле был установлен хвост самолета, рядом реактивный двигатель. Когда я, изображая героя-бортинженера, вылезал наверх, включали ветродуи, и я работал в «ледяных» струях, температура которых доходила до двухсот градусов тепла. Выдерживал не больше полутора-двух минут, потом поднимал руку, и по моей команде реактивный двигатель выключали.
Консультант: Ю. Луговой (заслуженный пилот СССР, нач. МТУ)
134А
(iich @ 21.03.2014 - время: 18:12) – Это все происходило во Внукове, – рассказывает Эдуард Мысловский, который снимался в фильме «Экипаж» в качестве каскадера. – На земле был установлен хвост самолета, рядом реактивный двигатель. Когда я, изображая героя-бортинженера, вылезал наверх, включали ветродуи, и я работал в «ледяных» струях, температура которых доходила до двухсот градусов тепла. Выдерживал не больше полутора-двух минут, потом поднимал руку, и по моей команде реактивный двигатель выключали. [/QUOTE] Консультант: Ю. Луговой (заслуженный пилот СССР, нач. МТУ) Вот - вот! Я бы и минуты не выдержала!
Реактивный взяли, наверное, просто потому, что они и так уже были на аэродроме (стоят на автомобилях для чистки ВПП). А так ТВД было бы дружелюбнее.
Gustav72
А мне вот например больше понравился "Экипаж" с Дензелом Вашингтоном . Больше похож на правду да и драматичней . Да и паскудность системы хорошо показана .
Vahirua
(sxn2956715679 @ 26.03.2014 - время: 22:46) А мне вот например больше понравился "Экипаж" с Дензелом Вашингтоном . Больше похож на правду да и драматичней . Да и паскудность системы хорошо показана . А по мне, на правду больше похож советский, да и бытовая мелодрама занимает всю его первую часть. Летать кверху брюхом может и реально, но это смотрится фантастично, по сравнению с тем, что показано в нашем фильме.
134А
(Vahirua @ 29.03.2014 - время: 12:56) Летать кверху брюхом может и реально Только для самолёта с симметричным профилем крыла и/или очень большой тяговооружённостью. Не для пассажирского, короче.
Olechka17
Как бы то ни было считаю фильм одним из шедевров советского кинематографа, всегда смотрю с удовольствием! Отдельное спасибо покойным Жженову и Филатову за роли в этом фильме.
Gustav72
(Тушка134 @ 29.03.2014 - время: 22:51) (Vahirua @ 29.03.2014 - время: 12:56) Летать кверху брюхом может и реальноТолько для самолёта с симметричным профилем крыла и/или очень большой тяговооружённостью. Не для пассажирского, короче. А лазать в трубе воздухозаборника реально ? Те же яйца , но вид сбоку . Хотя помню показывали случай когда на небольшом самолёте везли комиссию и пилота министр попросил пошутить , тот сделал бочку когда те пили кофе и ничего не произошло .никто не заметил . Потом он это демонстрировал это наливая кофе в чашку из термоса , делая бочку . Я конечно же не специалист в авиации , но самолёт был пассажирский , типа Джетт .
134А
(sxn2956715679 @ 06.04.2014 - время: 17:35) 1) А лазать в трубе воздухозаборника реально ? Те же яйца , но вид сбоку .
2) Хотя помню показывали случай когда на небольшом самолёте везли комиссию и пилота министр попросил пошутить , тот сделал бочку когда те пили кофе и ничего не произошло .никто не заметил . Потом он это демонстрировал это наливая кофе в чашку из термоса , делая бочку .
3) Я конечно же не специалист в авиации , но самолёт был пассажирский , типа Джетт . 1) Не реально. Я писала об этом выше.
2) Разумеется,так и должно быть. Если бочка выполнена правильно, без скольжения. При скольжении кофе прольётся.
3) Почему бы и нет, если запас прочности и энерговооружённости позволяет. И не важно, пассажирский это самолёт или нет. На Як - 40 делали бочку, на Ту - 134 даже. А вот с установившимся полётом кверху брюхом бочка ничего общего не имеет.
134А
(Счастливчик! @ 12.04.2014 - время: 12:26) Кто знаком подробно с аэродинамикой? Не знаю, какая степень подробности нужна, но, в - общем, то, что я строила, успешно летало. И сама я немного тоже.
134А
(Счастливчик! @ 12.04.2014 - время: 12:26) Это какая тяга должна быть на двигателях! Ведь там профиль крыла не позволяет лететь к верху ногами. Разве что с углом атаки градусов в 30. Да, именно около 30. Энерговооружённость при этом должна быть больше 100%.
хлопец73
фильм для разового просмотрацц
haas-65
Фильм отличный. Кажется это был первый фильм катастрофа в СССР.
ищущий1
не стоит время терять
iich
(haas-65 @ 29.06.2014 - время: 08:35) Фильм отличный. Кажется это был первый фильм катастрофа в СССР. Пожалуй да, первый.